jarvi_railfan (jarvi_railfan) wrote,
jarvi_railfan
jarvi_railfan

Железными дорогами Европы (август 2008): Брюссель (часть 2)

Часть 1

7 августа 2008

55 трамвай до Heyzel / Heizel

Следующим символом Брюсселя и, следовательно, пунктом нашей программы, был Атомиум, здание в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа. Атомиум был построен к всемирной выставке 1958 года. Его высота составляет более 100 метров, и он открыт для посещения как музей.

Теперь туда можно доехать напрямую на 55 трамвае, как я и предложил сделать. Это, конечно, очень далеко, на другом конце города, но проехать на трамвае, петляя по городским улицам, я считал интересным. Путь трамвая лежал через Моленбейк, арабское гетто. Здесь проживает много эмигрантов из Марокко. Уже после того, как трамвай выехал из тоннеля после станции Lemonnier, в вагоне не осталось ни одного белого бельгийца. Были лишь арабы и негры, и хотя они абсолютно не были враждебно настроены, имелись основания чувствовать себя неуютно. Помню, однажды во время своих транспортных «покатушек» в Брюсселе я заехал в Андерлехт, и ехал эдаким Эминемом в вагоне 56 трамвая, битком набитом неграми из Конго. Правильно меня предупреждал Даниель, в те места просто так лучше не соваться, во избежание…



Вдруг наш трамвай остановился, и водитель что-то объявил по связи. Все стали выходить из вагона, а мы продолжили сидеть и тупили. Но, заметив наше замешательство, полная женщина-арабка помогла нам, объяснив по-английски, что нам следует пересесть на автобус. Дальше велась реконструкция путей, и у обочины ждал автобус с электронным маршрутником «TRAM 55». Все пассажиры пересели на автобус, и через некоторое время мы отправились дальше. В Брюсселе очень хорошо организовано движение в период ремонта. В случае переноса автобусных остановок из-за ограничения движения, вывешиваются объявления на недействующих остановках со схемой расположения временных, а временные отмечаются столбиками с яркими жёлто-красными табличками «Arrêt temporaire / Tijdelijke Halte». О изменениях в маршруте 55-го, в принципе, мы могли узнать из объявлений в салоне трамвая, если бы они не были написаны только на французском и фламандском языках. Информацию также объявляет автоинформатор на Gare du Midi, уже на трёх языках, включая английский, но мы не слышали этого объявления.

Автобус высадил нас у станции метро «Belgica», и мы могли пересесть обратно на трамвай-подкидыш. Но необходимости в этом не было, гораздо проще воспользоваться линией 1А метро до станции «Heyzel / Heizel». Станции здесь уже островного типа, декора больше, чем на линии 2, хотя и здесь украшения очень скромные. Упор, как обычно, на пост-пост-модернизм и абстракционизм.



А вёз нас состав нового поколения, отделанный в том же стиле, что и трамвай-«кишка». Точно так же весь поезд имел сквозной проход – смотрится впечатляюще – а посередине площадки между дверями имелся вертикальный поручень – оригинальное нововведение.






Атомиум

Как я помнил по одному из приездов, когда мы посещали внутренность Атомиума, экспозиция абсолютно неинтересна. Единственное, что я помню, что это похоже немного на ВВЦ. Это неудивительно, ибо Атомиум был построен специально для международной выставки 1958 года. Талюша: «Не так уж много в мире сооружений такого размера, которые были построены без всякой утилитарной цели – просто в доказательство того, что человеку было не слабо их соорудить. Забавно, что при этом они исправно приносят построившим их городам деньги от продажи билетов и сувениров – и в смысле полезности дадут фору многим сугубо утилитарным постройкам. Кто должен точно быть благодарен строителям Атомиума, так это фотографы: футуристическая конструкция из стальных шаров, покрытых сотнями выпуклых заклепок, необыкновенно фотогенична, особенно на фоне грозовых туч». Грозовые тучи тоже присутствовали.



Идти внутрь я, честно говоря, не планировал, но я забыл про панорамный обзор с верхнего «шара». Тётка на дурникетах у входа предложила: «Take the stairs first», и мы поднялись в боковые «шары», в которых и находилась экспозиция на тему того, как строился сам Атомиум, и всё было посвящено пресловутой Expo-58. Казалось, будто время здесь застыло 60 лет назад. Мы пожалели, что пошли сюда, ибо ничего интересного для себя не нашли. Наша цель была не в этих шарах, а там, куда стояла огромная спиралевидная очередь в нижнем павильоне. Отстояв в ней около получаса, мы попали во вместительный круглый лифт. Одна лифтёрша с улыбкой отсчитывала количество людей, помещающееся в лифт. Другая, внутри лифта, лишь только закрылись двери и мы понеслись вверх, пулемётной очередью зачитала на трёх языках технические характеристики лифта, который был самым скоростным лифтом мира в 1958 году и поднимет нас на высоту 105 метров за 15 секунд.

В верхнем шаре была устроена панорама, через широкие окна можно посмотреть на все стороны света, а также, с помощью специальных мониторов с ручками, узнать кое-что о наблюдаемых достопримечательностях. Также мониторы показывали расстояние до крупнейших городов Европы, в том числе до Москвы.

Вид на "Мини-Европу"


Спуститься обратно было легче: очереди как таковой не было. Внизу мы ещё посетили магазин сувениров. Как и Писающий мальчик, Атомиум растиражирован в тысячах видов безделушек, стоящих ненормально дорого (минимум 6€). Однако в магазине нам пришлось провести довольно много времени. «Спрятаться от грозы можно будет только внутри Атомиума, а вход, естественно, платный», – по удивительному совпадению, пишет Талюша.

Мини-Европа

Когда дождь унялся, мы отправились в Brupark, самой популярной частью которого является «Мини-Европа», уникальная в мире коллекция макетов достопримечательностей стран Евросоюза под открытым небом. Входной билет неумолимо стоил 16 €, и ISIC никак не спасал от такого разорения, но находящееся за турникетом бесспорно того стоило. Сразу после входа нас поймал фотограф и сделал снимок. Предполагалось, что мы, находясь под впечатлением увиденного в парке, на выходе купим свою фотографию в фирменной рамке. Ну ладно.

Нам выдали брошюрки-путеводители на русском (!) языке, где можно было прочитать массу интересных фактов о каждой стране Евросоюза и узнать название и информацию о каждой из достопримечательностей, тщательно воссозданной в масштабе 1:25.



Возле каждой «страны» стоят тумбочки с кнопками, при нажатии на которые можно прослушать национальный гимн. Игрушечные поезда ездят от одной станции до другой, среди них и «Евростар», усердно выполняющий рейсы между Лондоном и Парижем через тоннель под Ла-Маншем.



Игрушечные яхты и корабли ходят по настоящей воде, направляемые незаметными тросиками, а автомобильчики катаются на своих колёсах под действием магнита, перемещающегося под «шоссе».



Движутся стрелы кранов в портах, и их работа сопровождается звуковой дорожкой. В «Берлине» экскаватор пытается снести Берлинскую стену, обрушенный элемент которой чудесным образом поднимается обратно.



Самая, пожалуй, впечатляющая модель – Везувий, в отличие от остальных экспонатов, выполненный в более мелком масштабе. Если встать на специальную площадку и нажать кнопку, вулкан начнёт «извергаться» с дымом и рокотом, а площадка будет очень правдоподобно трястись!

С тех пор как мы с родителями были в «Мини-Европе» последний раз, в 2000 году, количество стран Евросоюза увеличилось, основном за счёт стран Восточной Европы, следовательно, были установлены новые макеты, из которых мне больше всего понравилась Голубая церковь из Братиславы.



Дальше мы попали в павильон «The Spirit of Europe». Здесь можно было поиграть в автоматы с играми на тему Евросоюза, например, определить, какой флаг принадлежит какой стране, или угадать наиболее существенные преимущества вхождения в Евросоюз. Большой экран с четырьмя стойками предлагал состязаться в эрудиции, отвечая на вопросы из серии «Сколько депутатов в парламенте Евросоюза?» или «Где может устроиться на работу гражданин Евросоюза (в своей стране, в стране Евросоюза…)?» Отдельного внимания заслуживает видеоигра. Двое становятся на специальную площадку и видят себя же на экране. Задачи включают: разбить все границы между странами, повесить на нотный стан ноты гимна Евросоюза, отправить на переплавку монеты всех стран, чтоб из них был отлит гигантский сияющий евро. Пропаганда, надо сказать, выше всяких похвал. Радуйтесь, дети Европы, что живёте в великом Евросоюзе!

На выходе из парка, как я и ожидал, нам предложили купить наши фотографии, причём в том числе в виде брелока и календарика. Узнав цену, мы задумались и решили: а ну его. Тотчас же сувениры были отправлены в корзину… прямо даже жалко стало…

Покинув парк «Мини-Европа», мы зашли в закусочную (snack), которую приметили входя. Там работали двое услужливых смуглых молодых людей, арабы или турки, которые после нашего вопроса, что есть что, доходчиво объяснили на английском языке суть предлагаемых блюд. Мы выбрали куриный шашлык. У них всё было в виде полуфабрикатов, но очень вкусное и ну нереально сытное. По две «шпажки» шашлыка на человека – объесться можно, а цена была крайне демократична. Мы сидели на улице, и на запах моей кока-колы прилетела настырная оса. Безуспешно я пытался её отогнать, махая рукой, и в конце концов мужики прибежали на помощь с полотенцем. Оса ненадолго улетела, но, вернувшись, снова оккупировала мою банку и, налакавшись, провалилась внутрь. Мужики, уже давно наблюдавшие за сценой, тут же подбежали к моему столу и – к нашему изумлению и ликованию – заменили уже почти пустую банку на полную! А я как раз хотел уже новую просить… Старую они поставили в сторонке, чем приманили ещё одну осу, которой полная банка на столе оказалась привлекательнее. Мужики опять пришли на помощь, и оса была побеждена и торжественно уничтожена!

Собор Лакенской Богоматери

Перед отъездом мама очень советовала посетить «китайский павильон» и японскую башню, находящиеся неподалёку от Heysel. Но времени уже не хватало, и восточный парк остался вне рамок нашего путешествия. Зато мы побывали в симпатичном и, судя по всему, престижном районе.



Оттуда мы доехали на автобусе до Лакена. Нашей целью был готический собор Лакенской Богоматери (Нотр-дам-де-Лакен). Собор, как и два года назад, согласно talusha.narod.ru, был частично в лесах. Половина его уже была почищена, имела белый цвет, другая по-прежнему почерневшая, замшелая, а кое-где на крыше выросли и маленькие берёзки.



«Талюша» посещала также кладбище и смотрела интересные скульптуры, в том числе «Мыслитель» Родена. Но нас застиг сильный ливень, и мы укрылись на ступеньках собора. Он был закрыт, из-за двери веяло сыростью. Там находится склеп бельгийских королей, и он открывается только два дня в году.

Когда дождь пошёл, мы дошли до остановки 94 трамвая и отправились домой, ведь нас ожидала…

Вечеринка у Николя

Это была вечеринка у моего «сводного» брата – Николя. Мы с братом у него уже тусовались в прошлый приезд, в 2006 году. Как я и ожидал, сейчас гостили уже совсем другие ребята: Николя склонен менять компании. Это были испанец Хуан и джазовый басист, имени которого я не запомнил. С ними мы неплохо разговорились за пивком, особенно Катя, которая обсуждала с басистом отставку правительства Бельгии и проблему фламандско-валлонских отношений. Уже сколько десятилетий два народа Бельгии пытаются разделиться, но не могут поделить Брюссель, находящийся на фламандской территории, хотя 80% брюссельцев говорят по-французски.

Ребята расспрашивали нас о дальнейшем маршруте нашего путешествия. Когда я упомянул Люксембург, они сказали, что для одно-двухдневного посещения город хорош, но в целом он скучен, населяют его в основном неприятные пожилые буржуа, а жизнь в городе стихает после 6-7 вечера, жители сидят по домам. Рассказывали, что одного их знакомого пугали, что заставят жить полгода в Люксембурге – считай, подохнуть со скуки. Полной противоположностью Люксембургу они сразу назвали безумный Амстердам с его круглосуточными тусовками и, конечно, тем, за чем эти ребята регулярно туда наведываются… У них, разумеется, подход к оценке «интересности» городов другой – где бы повеселиться и оттянуться.

Сначала все сидели на диване или на полу, пили пиво и ели чипсы. Пиво было «CHIMAY», это крепкое монастырское пиво особого способа приготовления: часть ферментов добавляется непосредственно в бутылку, и пиво продолжает бродить и достигает крепости в 8-12 градусов. В целом, сорта с надписью «trappist» гарантируют уникальный вкус и крепость. Постепенно мы переместились за стол. Николя поставил на компе музыку в режиме рандомного воспроизведения, и все стали угадывать мелодии. Я что-то тоже угадал. У него было несколько десятков гигабайт разной музыки, от попсы до нетяжёлого рока, но попадались изредка и странные вещи типа Aphex Twin.

Ближе к полуночи стало ясно, что горячих блюд нам не дадут, и вслед за Хуаном мы поблагодарили Николя за приём и откланялись. Нам понравилось, но не настолько, чтоб гулять с ними всю ночь, как они собирались.





Часть 3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments