jarvi_railfan (jarvi_railfan) wrote,
jarvi_railfan
jarvi_railfan

Поездка в Озёры (15 июня 2008)

Дата: 15 июня 2008 г.
Участники: Андрей Пыжов.
Маршрут: Химки - Москва - Ступино - Озёры - Коломна - Москва - Химки.



Я уже реально очень долго не устраивал больших поездок – Минск не в счёт. Последняя была ещё в феврале, Калуга – Вязьма, а с тех пор я не находил ни времени, ни сил. Дело в том, что оставшиеся в планах поездки, вроде Вязьма – Ржев и Богоявленск – Рязань II, были сложными и требовали попутчиков. Но день таки выдался уж очень удачный: четыре выходных подряд, да ещё и экзамен автоматом, так что я побывал и на даче с 12 по 14 июня, а 15-го решил съездить. Так как попутчики так и не откликнулись, оставался лишь один маршрут, не выходящий, правда, за пределы Московской области. Это был город Озёры, находящийся посередине между Ступино и Коломной в долине Оки. В него вела привлекающая многих путешественников тупиковая неэлектрифицированная железнодорожная ветка от станции Голутвин Рязанского направления. По ней ходил РА-1, теперь ходит РА-2, которого иногда подменяет «Качура» (ЧМЭ3 с вагонами). Но ехать туда и обратно по одному и тому же маршруту было бы тосклива, и я посмотрел автобусные маршруты из Каширы и Ступино, и решил туда ехать через Ступино, потому что маршрут проходит вдоль Оки по шоссе, которое мы видели из санатория «Каширские роднички». Я нашёл расписание, выписал его себе и составил стыковку. Но… проснувшись утром опять не рано, я плюнул на все расписания и поехал наудачу. Автобус как-нибудь дождусь, а с поездом разберусь на вокзале.



Итак, я поехал, как обычно в таких случаях, на автобусе до метро «Речной вокзал». Но сегодня я случайно попал на недавно запущенный маршрут 482 из Сходни, который, оказалось, проходит через Юбилейный проспект. Народу в нём было очень немного, и проехал я с комфортом. Скоро я был уже на Павелецком вокзале и покупал билет. Пока я стоял в очереди, уже объявили что, электричка до Ожерелья отправляется через пять минут. Я купил билет и быстренько переместился на платформу. Меня ждала зелёная ЭМ2-019, и вагон, в который я вошёл, имел серые мягкие лавки и шершавые пластиковые панели на стенках, вобравшие в себя всю грязь за несколько лет. Выглядело это ужасно. Форточка в окне была опущена, в результате глядеть в окно (к тому же грязное) было неудобно.

Поехали. Я тупо смотрел в окно и о чём-то думал. Погода была пасмурная. Москва-Товарная, ЗиЛ, Котлы, Коломенское, Чертаново… и в Бирюлёво-Пасс. мы встали, машинист объявил, что отправится только через 20 минут. Я вышел на платформу и убедился, что стоянка по расписанию. Пропустили два «опарыша»: до Аэропорта и до Ожерелья. Я прогулялся до начала состава и возвращаться в тот вагон не стал, сев в другой, не моторный, где было свободное место по ходу движения у более-менее чистого окна. Здесь почему-то лавки были красные, а панели гладкие, и вагон изнутри был намного опрятнее, но в нём адски грохотал компрессор. Ходить дальше мне не хотелось, и я остался здесь. Вскоре поехали, и я погрузился в свои мысли до самого Ступино.



Сама станция меня удивила глухостью, видимо, она не в центре города. Хотя первая платформа была более-менее ухожена, а вокзал недавно отреставрирован.



Я сходил на автобусную остановку и выяснил что расписание в Интернете правильное, и ближайший автобус до Озёр отправляется в 11:47. До этого времени оставалось ждать около получаса. Это время я просто слонялся по станции. Тем временем в облаках на небе стали появляться просветы, и скоро выглянуло солнце. Настроение поднялось.

В ожидание автобуса сфоткал "двойку".


Тут и автобус подъехал, новенький ЛиАЗ-5256. Вокзал – не начальная остановка маршрута, но я не ожидал, что в автобусе будет столько людей. Не то что сесть, влезть стало проблемой. Салон был пригородного класса с рядами 2х2, так что для стояния автобус не был оптимизован. Но я занял удачное место у самой перегородки рядом с водителем и получил возможность глядеть в переднее стекло. Кондукторша обилечивала тех, кто к ней был ближе и протягивал деньги. Я зажал 50 рублей в руке и ждал, пока она ко мне обратится, но она смотрела на меня и не подавала признаков заинтересованности. А на следующей же остановке она сказала водителю: «Серёж, подожди меня, я на заднюю площадку пойду». И даже когда она вернулась, на меня ноль внимания, и я так и проехал зайцем до конца.

А дорога была очень красивая, я просто любовался и пытался фотографировать на мобильник. Железная дорога мне очень нравится, но такие виды бывают только из автобуса.






Через некоторое время мы действительно выехали на пологий берег Оки, и я увидел наш санаторий на другой стороне реки. Останавливались в небольших деревушках и просто на поворотах к деревням, до которых уже ходят только пешком. В графике у водителя эти остановки так и назывались: «Поворот на…» Кстати, я впервые обратил внимание на цифровое управление коробкой передач: вместо рычага – панелька с кнопочками и семисегментным индикатором. Я думаю, водители не сразу к этому привыкают, уж очень несерьёзно смотрятся эти кнопочки.

Ехали довольно долго, народу убавилось лишь ненамного: все ехали в город. Он начался с частного сектора, и много народу вышло на первой же остановке. Остановок в городе по графику у водителя было 3 или 4, а городские автобусы останавливаются намного чаще. Промелькнули слева многоэтажки – это, видимо, была остановка «Микрорайон». Потом стали попадаться пятиэтажки. Дорога превратилась в «авеню» с зелёными посадками посередине. И вдруг мы остановились на светофоре, а за ним я увидел несколько зданий ранней сталинской архитектуры и большой храм. Всё-таки Озёры – достаточно старый город и обещает быть интересным.

Автобус развернулся на перекрёстке и заехал на пятачок у круглого здания автовокзала. Я вышел. У меня просто дух захватывало, и я хотел здесь погулять.

Гостиница "Озёры"


Здания 1920-х годов




Но сначала надо было найти железнодорожную станцию и узнать расписание поездов на Голутвин. Предполагая, что город маленький и железная дорога так или иначе должна мне где-то встретиться, я пошёл по первой попавшейся улице. Однако почти сразу начались деревенские дома, и я вспомнил Балашиху, где в отсутствие карты я проплутал невесть какими кругами в поисках шоссе. Тогда я вернулся к автостанции и приобрёл карту города. Сориентировавшись, я пошёл в сторону монастыря. За ним обнаружилась площадь, и вдруг какое-то сочетание облика этой площади и неожиданно жаркой и влажной погоды вдруг произвело впечатление, как будто я нахожусь в курортном городке где-нибудь в Крыму. Мне очень понравилось, город просто райский какой-то, и ради этого, несомненно, стоило проехать 150 километров от Москвы.

Коммунистическая площадь


Старинный дом на углу Базарного переулка


Площадь Ленина


Я сел на лавочку и разобрался, как идти до станции. Впереди проспект заканчивался площадью Ленина со зданием администрации. Это, видимо, самая старая часть города. Отсюда надо свернуть налево, на улицу Калинина, и она приведёт прямо к вокзалу. Вокзал был обозначен и подписан на карте. Идти оказалось не больше десяти минут. Это был уже вовсю частный сектор, хотя стояли два старых-старых двухэтажных кирпичных дома. А вокзал, обозначенный на карте как «Вокзал», был всего лишь маленьким деревянным домиком с табличкой «Озёры».





Станция имела одну низкую платформу и три пути, два из которых были ржавыми, на них стояли вагоны с надписями «исключен из инвентаря». Платформа была ухожена, а вокзал и заборчик были покрашены в «фирменные» цвета Рязанско-Казанского направления МЖД, зелёный и светло-зелёный. Висело расписание «электропоездов» (!) Озёры – Голутвин, и их в день ходило три пары, причём вечерняя была по рабочим в 18:35, а по выходным в 18:36, время прибытия различалось чуть больше.



До отправления дневного поезда оставалось чуть больше часа, и я стал думать, то ли подождать, то ли тем временем найти, где перекусить, ибо я проголодался. Но вдруг из-за поворота послышался стрекот двигателя и визг колёс на повороте, и показался бело-голубой РА-2, не спеша подъехавший к платформе.



Народу было немного. Я было думал, что может мне на него сесть и сразу же и уехать, но уж очень хотелось побродить по городу. Я боялся, вдруг вечернюю пару по каким-то необъяснимым причинам отменят, но в окне вокзала объявлений об отменах не было, напротив, по выходным назначались дополнительные рейсы. Я успокоился и направился в центр искать где перекусить, и довольствовался булочкой с соком на автостанции. Там же я убедился, что даже в случае отмены поезда есть ещё автобус в Коломну в 19:50, хотя вариант тоже сомнительный, ведь из Коломны ещё доехать надо.

Перекусив, я снова развернул карту и стал разрабатывать маршрут прогулки. Для начала я почитал краткую историческую справку. «Статус села Озёры получили в 1851 году, когда здесь уже была построена церковь, и уже на всю округу дымили трубы текстильных мануфактур первых местных фабрикантов Щербаковых и Моргуновых – выходцев из разбогатевших крестьян. К концу века село становится развитым промышленно-торговым центром Московской губернии. После установления Советской власти волостное правление из Гор переносится в Озёры. В декабре 1921 года бывшее село получило заслуженное наименование «рабочий посёлок». Главной исторической датой озерчане считают 17 августа 1925 года. В этот день декретом ВЦИК посёлок был преобразован в город. С января 1929 года наш город обладает статусом районного центра. Как в капле воды дальнейшая жизнь Озёрского края отражает многострадальную историю всей России. Это и суровые годы коллективизации, когда в Озёрском районе организовали 61 колхоз, и лихие темпы сталинских пятилеток с погоней за рекордные выработки пряжи и ткани на озёрских фабриках». «Село Бояркино Озёрского района – родина маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова. Память о нём увековечена на стендах музея и в названии крупнейшего микрорайона города». «В числе своих достопримечательностей озерчане могут указать камень с надписью «0» км транспортной системы Юницкого. «Струнно-транспортная система академика Юницкого» – так называется изобретение, нашедшее воплощение на озёрской земле. По натянутой струне на многометровой высоте над девственно чистым пригородным ландшафтом устремятся с большой скоростью электромобили с грузами и пассажирами в первую очередь над озёрской землёй, а в перспективе – по всей стране и за её пределами». Статья сопровождалась фотографиями РА-1, который ходил здесь некоторое время, пока его не сменил РА-2 в 2007 г. А ещё меня очень заинтересовало, что же это за струнная система Юницкого. Она была обозначена на карте, находилась на берегу Оки, на индустриальной окраине города, куда вели подъездные железнодорожные пути. Никаких подробностей о том, что представляет собой этот «нулевой километр», в тексте не было, и я решил туда тоже сходить, если буду успевать.

Первый пункт маршрута – озеро Песочное, и чтоб к нему пройти, мне надо было пересечь весь центр. За автостанцией уже начинались заводы. Кстати, в Озёрах, как мне казалось, где-то должен быть филиал МИФИ, Озёрский технологический институт, но на карте я его не нашёл. [Как позже я выяснил, хлопнув себя по лбу, он находится совсем не в Озёрах, а в Озерске Челябинской области! – Прим. 14.01.10.] Среди заводов было некое ООО «Подмосковные озёра», над воротами которого висел рекламный плакат, изображавший живописное озеро, с надписью: «Продукция высшего качества». Мне подумалось, что это ООО предлагает услуги лучших землекопов Подмосковья, которые выкопают у Вас на даче озеро высшего качества. Других предположений о деятельности предприятия у меня не было.



А к озеру Песочному я очень скоро попал, пройдя по улице Кооперативной мимо некого ЖРЭУ. Озеро находилось, по сути, уже за городом, и это оказалось очень красивое место отдыха и купания, и здесь были даже песчаные пляжи, давшие озеру название. Очарованный, я вышел на пляж. Хотелось купаться, но я и не подумал взять из дома плавки. Я просто посидел на берегу озера, глядя на его умиротворяющую рябь под ярким южным солнцем. Здесь было совсем не жарко, и уходить не хотелось.





Посидев около пятнадцати минут, я отправился на поиски транспортной системы Юницкого. Сразу стало жарко, пока я шёл по пыльной грунтовке, идущей от озера до дачных посёлков. За посёлками было ещё одно озеро, а потом я вышел к дороге, ведущей к понтонной переправе через Оку, по ней ездят в Каширу и Зарайск. К понтонам я не пошёл, далековато топать по открытой местности под палящим солнцем, а было сейчас самое жаркое время дня, три часа. Я долго шёл по Луговой улице, потом продолжал идти в том же направлении уже по индустриальным местам. Нормальная дорога уже кончилась, была полузаросшая колея. Становилось почему-то страшно, и места уже были какие-то совершенно нехоженые, а мне почему-то казалось, что эта «струнная транспортная система» должна быть чем-то вроде туристической достопримечательности. Оказалось, ничего подобного, проскакав по заросшей тропинке, я обнаружил металлическую эстакаду, начинавшуюся у полунедостроенного-полуразрушенного кирпичного домика и обрывавшуюся в сторону Оки. Вот и всё, и принципа работы изобретения господина Юницкого я не понял.



Эстакада была помечена местными граффитчиками и гопотой, на неё можно было залезть по ступенькам, но я не стал, уж очень меня стало донимать палящее солнце, и я, побоявшись удара, укрывался картой города.

Недалеко от эстакады находился грузовой порт, и к нему вел ржавый железнодорожный путь, кончавшийся тупиком. Это самая дальняя точка Озёрской ветки. Я пошёл по дороге вдоль путей. В неком водоёме, возможно, старице Оки, купались люди, и мне тоже страшно захотелось купаться. Времени было ещё полно, а я уже осмотрел всё, что хотел. Я дотопал до совхоза Озёры. Здесь должна быть конечная остановка городских автобусных маршрутов, и нашёл я её в черте города, перейдя по шоссе подъездные пути к порту. Здесь ходили несколько маршрутов. Солнце сильно пекло, и я сел в первый подошедший, оказавшийся маршрутом №4 «Совхоз Озёры – Катюшино поле». Автобус – новенький ХБИ. Внутри висела схема городского транспорта Озёр, и я понял, что именно этот автобус мне меньше всего подходит. Проезд стоил 17 рублей, как в Химках. Остановки шли очень часто, в пределах прямой видимости. Я вышел у Музыкальной школы, потому что дальше автобус сворачивал на улицу Свердлова, и пошёл пешком, благо, как оказалось, расстояния здесь совсем небольшие. До озера я дошёл минут за десять.

На озере было всё так же приятно. Народу было немного, но я побоялся оставлять свою одежду надолго, и далеко не заплывал, почти сразу вылез: надо было ещё успеть высохнуть, чтоб не ходить в мокрых штанах. Я просто посидел на пляже под солнышком, а потом мне захотелось есть, и я оделся и пошёл в центр.

Надо сказать, с «едальнями» в Озёрах оказалось плохо. Ни одной чебуречной-шаурмечной я не нашёл даже на автостанции. Есть хотелось уже страшно сильно, я кидался с одной стороны проспекта на другую, но нигде ничего горячего не продавалось. И только в районе площади Ленина я обнаружил пивную-шашлычную и долгожданное кафе, где и купил себе чебурек с сыром и бутылку колы. Половину чебурека я съел на автобусной остановке, а потом решил наконец переместиться на вокзал. Было 17:00, но я надеялся, что поезд придёт хотя бы за час, как днём.

На вокзале, вопреки моим ожиданиям, народоскопления не наблюдалось. Только два мужика с туристическими рюкзаками сидели на лавке. Я стал прислушиваться к их разговору, чтоб понять, точно ли они ждут поезда, и уверены ли они, что он придёт. Долго ждать не пришлось, они упомянули электричку, Москву и Люберцы, а также я понял, что ездят они в свой поход/пикник/хрен-знает-что сюда не первый раз.

Они захотели есть и достали банку тушёнки. «Шпроты откроем в электричке», – предложил один. «А чем мы откроем тушёнку?» «Моим топором». – «А может, лучше моим ножом?» – «Зачем же нож тупить, давай топором!» Хозяин топора стал рыться в своём бездонном рюкзаке, но топор найден не был, и второй достал свой нож. Через некоторое время они уже уплетали холодную тушёнку, дразня её ароматом мой неунявшийся аппетит. Вдруг стало накрапывать. Мне было абсолютно всё равно, мокнуть под мелким дождём я не боялся. Но вдали стало погромыхивать, показалась суровая грозовая туча. Мужики тоже заметили дождь. «Что будем делать?» – «Давай плащи достанем». – «Или тентом накроемся и будем сидеть». Один из них встал и подёргал ручку двери вокзала. Дверь была заперта. «Они за полчаса до поезда открывают. Правило такое». – «Ну что, плащи достанем?» – «Давай лучше тентом накроемся». – «А может, плащи?» Лениво поспорив, они таки встали и, зайдя под кромку крыши вокзального домика, стали разворачивать тент. Один из них, с евреистыми усиками и бородкой, достал складной стульчик и сказал: «У кого есть стул, сидит на стуле, а у кого нет стула – сидит на попе». – И он накрылся тентом. Полненький обиделся и не стал лезть под тент. В то время туча, видимо, обошла город стороной, и дождь прекратился. Мужики вылезли из-под тента и вернулись на лавку. «Щас уже паровоз придёт,» – обнадёживал полненький.

И в самом деле, вскоре – а было уже 18:15 – показался не спеша ползущий РА-2. Полненький заметил его и воскликнул: «О, какой фирменный поезд!» РА-2 и вправду красив и выглядит современно, а для обывателя – просто обалденно по сравнению с «Качурой» ЧМЭ3 с сидячими и плацкартными вагонами. Дав выйти немногочисленным пассажирам, я устроился в среднем вагоне. Мужики тоже перешли в этот вагон и сели в следующее «купе». Они продолжали обмениваться мнениями о РА-2: «Какие вагоны! Обалдеть!» – «Раньше лучше было: закинешь вещи на верхнюю полку и едешь». – «Да это прямо как «Спутник», который ты игнорируешь!» – ехидничал полненький.

Народу было совсем немного, не больше 1-2 человека на «купе», и я уж подумал, что ветке грозит закрытие, если будут и дальше воздух возить. Но оказалось, что многие озерчане или местные дачники садятся на поезд на о.п. 38 км и Даниловская, народ не только входил, но и выходил в больших количествах, видно, это единственная удобная связь города с деревнями района. А на станции Кудрявцево село столько народу, что многим сидячих мест не хватило. Сели и контролёры, обилечивавшие только тех, кто им протягивал деньги: если б я тихо сидел себе у окошка, не заметили бы. Они жаловались, что МЖД-шных контролёров, то есть их, осталось лишь 28 человек, и направили их на самую дальнюю ветку, понимаешь… Вставать в 5 утра, домой за полночь, а всё потому, что на главном ходу хозяйничает ЦППК и их контролёры.

Дорога проходит по красивым и довольно глухим местам. Скорость, вероятно, не больше 60-70 км/ч. На станции Карасево пути ржавые, а стрелки управляются ручным приводом. Потом начались пригороды Коломны, сам город, железная дорога шла параллельно трамвайной линии. Народ, опять же, выходил и входил на каждой остановке, так что ветка по-прежнему востребована!

Прибыли на конечную станцию Голутвин,



в отдельный тупичок с низкой платформой. Все вышли и направились к наземному переходу на высокую островную платформу. Вышли и контролёры, жалуясь попутчикам: «А дальше мы – пассажирами, не наш участок…» Народу на платформе скопилось нереально много: сейчас пойдет первая после перерыва электричка на Москву.



Это была ЭД4М-0200.



Я на неё не полез, остался сфоткать РА-2 и слышал, как какой-то молодой человек сказал своей спутнице: «Какой же красивый состав пустили у нас на Озёрское направление!»



Я сходил на площадь автовокзала, купил семечек и кока-колы, а потом, поколебавшись, купил и билет до Москвы. Народ уже собрался на островной платформе, ожидая следующей электрички на Москву. Посередине, под мостом, часть платформы была разобрана, но я не видел, открывались ли двери в тамбурах, попадающих на эту часть. Подали ЭД4М-0066, но отправиться она должна лишь после рязанской. Прошла ЭР2-К-1109 в сторону Рязани, а рязанская на Москву, ЭР2-1154, опоздала на 5 минут из-за товарняка. Чуть позже отправились и мы. Я очень устал, и дорога до Москвы была ещё более утомительной (в поездке Узуново – Рязань путь от Голутвина меня тоже утомил), особенно нестерпимым был участок 47 км – Москва. Прибыли уже очень поздно, на Ленинградском вокзале я сел на электричку в 23:35. Это была ЭТ2М-111, вся засранная и заплёванная. Дома обо мне уже волновались, я уж очень задерживался. Но я успел даже на последний 1-ый автобус в Химках, доехал до дома без проблем.

Итоги: вопреки моим ожиданиям, поездка получилась очень интересной и познавательной, и вполне сравнима с «большими кругомосковскими».



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments