jarvi_railfan (jarvi_railfan) wrote,
jarvi_railfan
jarvi_railfan

Поездка по БМК (25 августа 2007)

Рассказ о поездке по Большому Кольцу Московской железной дороги. Начальный пункт - Катина дача около ст. Арсаки Ярославского направления, конечный - моя дача около ст. Румянцево Рижского направления.

25 августа 2007, суббота.
Изначально я планировал отъезжать в пятницу, 24 августа. Дело в том, что моё присутствие было необходимо на нашей даче в Румянцево: мы наняли рабочих строить сарай, и надо было составить компанию маме, поскольку Лёха собирался провести выходные на даче у Кирилла. Однако решилось, что Лёха туда поедет в субботу, и мама позволила мне остаться и приехать сегодня вечером. Это было очень удачно. Ведь я был с велосипедом, и ехать с ним через Москву мне не хотелось. Мне очень хотелось испытать вариант с использованием кольцевого направления МЖД. Но поезд Александров – Дмитров был отменён по будням до конца августа, и если б я выезжал в пятницу, мне волей-неволей пришлось бы ехать через Москву. Выезжая в субботу, я мог воспользоваться этим маршрутом.

Сверка расписаний показала весьма неутешительные результаты. Я приезжал в Дмитров уже после 15 часов, а ближайшая электричка от Икши отправляется лишь в 19:05! Ну ладно, я же могу зато посетить Дмитров! но дальше было неудобство: прямых электричек Икша – Кубинка уже не было, надо было пересаживаться в Поварово. А если хоть одну из электричек отменят, это будет вообще полный крах! Но вариантов больше не было, и я поехал.
Надо сказать, идея этого маршрута зародилась, когда мы с Вовой обсуждали завоз на Катину дачу велосипедов с Вовиной дачи (платформа «Партизанская» Белорусского направления). Однако поиск расписаний показал, что состыковать все электрички невозможно, в результате Вован поехал через Каланчёвку. А во время поиска расписаний по Интернету я наткнулся на сайт железнодорожных путешествий Силантьева Сергея (г. Тверь) railroad2004.narod.ru, который в числе прочих путешествовал по Подмосковному кольцу. На него я буду иногда ссылаться. Он так описывал электричку Дмитров – Александров: «Ох-хо-хо! Да, такого я нигде не видел. В общем-то ничего страшного, но после «семёрок» Савёловской ветки 77-ая «единичка» выглядела страшновато». И далее: «Чудо техники 1977 года выпуска…» Прочитав такие слова я прямо аж затрясся – так мне хотелось поскорее узнать, что это за поезд. В сериях поездов я не разбирался и счёл, что это может быть поезд типа того, что я видел на Финляндском вокзале – старой модели с круглой кабиной. На таких я ездил всего несколько раз – в далёкие-далёкие незапамятные времена в Киржач, где я впервые увидел низкие платформы; потом в Прибайкалье (Слюдянка – Утулик), ну и в этом году, возвращаясь из Ораниенбаума.
Каково же было моё разочарование, когда я увидел приближающийся обычный состав с угловатым передом, каких полно на всех подмосковных направлениях. Единственное его отличие от поездов Ярославского направления – окраска, не серо-синяя, а обычная зелёная. В поезде было 6 вагонов, я залез в первый. [После изучения рассказов С. Силантьева, я понял, что «семёрки» и «единички» – соответственно поезда ЭР2-7*** и ЭР2-1***, и выходит, описанный им поезд имел номер ЭР2-1077. Номера того состава, на котором ехал я не запомнил, так как особо и не интересовался им. Но непонятно, почему автор такими словами описывает поезд-«единичку», ведь на ставшем нам родным Рижском направлении ходят только ЭР2-1***, и они не являются чем-то таким же древним, как, скажем, поезда с круглой кабиной – ЭР2-9**. – Прим. 20.09.06]Билета я не брал, поскольку предполагалось наличие билетёрши. Однако до самого Дмитрова она так и не появилась. Что же касается дороги… до 81 км поезд ехал по уже знакомой мне Ярославской ветке, а на 81 км свернул вправо – там была своя платформа. Сразу бросилось в глаза отличие: табличка «Пл. 81 км» была нарисована вручную по трафарету, в отличие от блестящих «фабричных» табличек основного направления. Лишь только главный ход скрылся из виду, лес сгустился вокруг однопутной дороги. Ветки почти хлестали по окнам. Дорога эта и на карте была очень извилистой, а на самом деле состояла из сплошных крутых поворотов, когда из своего вагона я отчётливо видел конец 6-вагонного состава. На станции Наугольная появился издалека второй путь – как я выяснил, он пересекает основное Ярославское направление по мосту и заворачивает к пл. 81 км. Я думал, что после Наугольной начнётся двухупутка, но оказалось, нет. На некоторых станциях сохранился заросший, заржавевший, наполовину разобранный разъездной путь, кое-где даже попадались видимо навечно застрявшие здесь грузовые вагоны. Однако платформы были неплохо ухожены, на каждой из них выходили и входили дачники, хотя в целом в вагоне было мало людей. Станции Костино и Желтиково были абсолютно идентичны Наугольной по внешнему виду. Сфотографировав из окна поезда расписание, я выяснил, что сюда заезжают электрички с Савёловского направления – из Москвы.
Последняя станция этой ветки – Иванцево, отличалась от остальных. Жёлтенький вокзальчик, аккуратные платформы с заборчиками и впервые «фабричного» производства табличка «Иванцево» серым курсивом на оранжевом фоне. Неприятная, однако, расцветка, но она сделана, видимо, по всему Савёловскому направлению: точно такую же расцветку я видел на днях в Лианозово. В Иванцево стояли довольно долго, не знаю почему. Ни одного встречного поезда не было за всю поездку.
Вскоре после Иванцево выехали на основной ход. Железная дорога шла параллельно каналу им. Москвы, и на другом берегу я увидел выложенные чем-то белым огромные цифры «1931 – 1937». Видимо, своего рода ознаменование лет строительства канала. (Учитывая, что он строился руками заключенных… гордиться тут особо нечем.)
Поезд прибыл на вокзал Дмитрова на ближайшую к городу платформу. Я вылез с велосипедом и первое, что сделал, купил и съел два пирожка с картошкой, запив их кока-колой. Дальше я сел на велосипед и попытался отыскать культурный центр города. Однако это оказалось непросто. Я забрался вверх по какой-то широкой улице, думая, что она приведёт меня в центр, но попал в частный сектор, а дальше уже, кажется, кончался город. Я свернул на улицу с многообещающим названием Центральная, но, проехав вдоль хрущёвских кварталов, выехал к Дворцу культуры, где из росписей стен узнал кое-что из истории города. Он был выстроен в 1154 году Юрием Долгоруким в честь рождения сына Дмитрия. С площади ДК открывается красивый вид вдоль проспекта, который спускается с холма вниз к каналу, и виден ландшафт противоположного берега.
За ДК начинается очень симпатичная улица Пушкина с частными домиками, она тоже спускается вниз, так что мне вообще не пришлось крутить педали. Дальше я повернул к каналу и вскоре попал на пешеходную улицу с относительно старинной частной застройкой, и эта улица привела меня к бывшим крепостным валам, за которыми и обнаружился культурно-исторический центр города: монастырь. Проехав по аллее, я очутился у строящихся деревянных крепостных ворот – восстановление исторических. Перед воротами была свадьба, жених и невеста ждали очереди пройти по мостику через прудик с фонтаном. Мост имел особый смысл: с одной его стороны стояла подкова «рогами» вверх, а с другой стороны – «рогами» вниз. То есть, по всей видимости, пройдя по этому мосту, можно получить всякого разного счастья на оставшуюся жизнь.
Пройдя сквозь крепостные ворота, я очутился на площади перед городским торговым центром, а чуть дальше влево была главная площадь города. На ней стоял памятник какому-то богатырю (подписи не было), а с другой стороны площади, перед галереей «Лучшие люди района» стоял бронзовый Ленин в странной позе с вытянутой вперёд рукой ладонью вниз.
Всё, больше в городе делать было нечего, хотя до электрички из Икши оставалось ещё больше двух часов. Но мне и не хотелось ничего, и вообще настроение упало. Я сел на подошедшую электричку и доехал до Яхромы. Я считал, что там тоже есть что посмотреть, но основной город находится на другом берегу канала, до моста переть далеко и в лом. Я поторчал на платформе и доехал на следующей электричке до Икши, а там у стоянки такси на скамейке сидел всё оставшееся время, слушая плеер. Ожидание оказалось не настолько утомительным, как можно было предположить. Поскольку у меня сел аккумулятор в телефоне, часов не было, и я отслеживал время по отправлению электричек. Так я проводил, помимо электричек основного направления, составы на Желтиково и Кубинку через Москву, который можно спутать с кольцевым поездом (такой случай описан в рассказе каких-то ребят из Хотьково, который также попался мне в инете в процессе поиска расписания).
Мой поезд прибыл на левую платформу (смотря от Москвы), на крайний путь. Я перешёл по мосту и спустился на платформу. Поезд был составлен из 4-х вагонов разного типа. Я выбрал второй по ходу движения: его салон мне понравился больше: пластиковые сиденья с отдельными синими «подушками». [Такой же интерьер я видел в ЭД4М! – Прим. 23.09.07.] Постепенно поезд заполнялся народом, а машинист несколько раз предупреждал: «Поезд в Москву не идёт! Проследует до станции Поварово-III со всеми остановками».
Настроение что-то совсем упало...
Музыка настроения: Umbra et Imago – Never.
Тем временем поезд уже отсчитывал безымянные километры и лесные станции. Я отметил, что практически на всём протяжении кольца названия станций относятся к деревням, расположенным весьма далеко от самих станций и порой даже транспортно не связанным. Зато в этих деревнях или по крайней мере вблизи от них оборудованы N-километровые полустанки. В результате, на «больших» станциях практически никто никогда не выходит и не заходит.
Железная дорога, как отмечал и Сергей Силантьев, когда-то давно была двухпутной, но второй путь практически повсюду до Поварово-II разобран, платформы разбиты и заросли мхом и травой. Электричка ехала по совершенно девственному лесу, и вряд ли кто вышел бы из него, чтоб удивиться, что забыл здесь этот поезд.
Изучив расписание Икша - Кубинка, я пришёл к выводу, что на линии работают два состава. Один начинает своё движение из Икши и под вечер возвращается туда же, а второй – из Манихино, где же и «ночует». [С.Силантьев пошёл в рассуждениях дальше и определил принадлежность одного состава – к депо Лобня, а другого – к Нахабино. – Прим. 23.09.07.] В Поварово-II на другом пути стояла 6-вагонная электричка, и я сообразил, что она-то и повезёт меня дальше, в направлении Кубинки. Я даже подумал, что можно выйти и пересесть, как сделали другие пассажиры, но поезд уже закрыл двери и отъехал от станции. Сидящие позади меня женщины спросили, куда я еду. Видимо, подумали, что я проехал по ошибке. Но я объяснил, и моё объяснение их удовлетворило, хотя они и сообщили об упущенной возможности пересадки в Поварово-II.
Прибыли в Поварово-III, и оказалось, что поезд отходит позже, чем указано у меня в расписании 2005 года. Надо было убить время. Я отметил, что станция находится довольно далеко от посёлка Поварово, по сути, в лесу, и пассажирское значение вряд ли имеет, в отличие от 142 км. Но на платформе находился торговый лоток, а внизу, под высокой насыпью – ларёк. Я даже хотел было туда сходить, но произошло то, что отвлекло меня от первоначального намерения. Динамики разнесли по станции: «По второму – пассажирский…» Да, я уже знал, по предыдущему путешествию по кольцу, что по этой ветке объезжают Москву поезда с юга России в Санкт-Петербург. Вот сейчас подъехал такой поезд, состоящий из разноцветных обшарпанных вагонов. Табличек с маршрутом ни в окнах, ни на самих вагонах не было. К моему удивлению, поезд остановился, хотя платформа на станции была одна, и она была занята моей электричкой. Проводники открыли двери, и на насыпь повалил сплошь загорелый и одетый по-летнему (хотя на улице было не то чтобы очень тепло) народ. Я прямо застыл. Это были люди не от мира сего. Они ещё не были озабочены проблемами городской, будничной жизни. Они веселы, полны впечатлений, счастливы. Из их разговоров я понял, что возвращаются они из Крыма, а упоминание петербуржских названий подтвердило мои предположения насчёт маршрута поезда.
И вот, как ни странно, встреча с этим поездом подняла мне настроение и скрасила час ожидания следующей электрички. О её прибытии несколько раз объявили по станционным громкоговорителям, чтобы ещё не закончивший свой летний отдых петербуржский люд согнать с рельс первого пути. Электричка подходила к станции медленно, отпугивая питерцев. Часть из них забилась обратно в вагоны. Поезда некоторое время стояли вместе, затем пришло время отправления электрички. Я стоял у раскрытого окна и смотрел на питерцев, а они на меня. Вот и всё. К тому времени уже смеркалось. Народу ехало, как обычно, немного, а билетёры, похоже, были вообще упразднены на этой ветке.
Надо сказать, когда мы прибыли в Манихино-II, я забеспокоился. Хватит ли времени на пересадку? Хорошо состыкованы ли кольцевые электрички с радиальными? В расписании 2005 г. моя  электричка и электричка по Рижскому направлению приходили чуть ли не одновременно. Как мне перебегать по мосту с велосипедом?
Электричка резко затормозила, потом отправилась снова. Я вгляделся в вечернюю мглу за окном, и мне показалось, что мы едем не по тому пути, что в прошлый раз. А вдруг он почему-то не заходит в Манихино-I? Но, повинуясь каком-то шестому чувству, я вышел в тамбур с велосипедом. Чувство меня не подвело: поезд следовал по другому развязному пути и прибывал на высокую платформу с «неправильной стороны». В окно я увидел идущий параллельно электропоезд радиального направления. Остановились одновременно, и я, не теряя ни секунды, рванул через платформу к освещённому тамбуру противоположной электрички. «На Волоколамск?» – «Шаховская!» Я кивнул и, нервничая и задевая стоящих в тамбуре, завёл велосипед внутрь вагона. Ближайшая лавка была занята, поэтому я приготовился стоять, тем более что ехать не так уж далеко. Отслеживая транзитные потоки народу через вагон, я пытался определить наличие в поезде контролёров, но их, к счастью, не оказалось. В Ново-Иерусалимской двое пассажиров с ближайшей лавки вышли. Оставшийся сидеть усатый мужичок кивнул мне: «Что стоишь как не родной? Садись!» Я сел и тут же заметил, что он в стельку пьян. Его заинтересовал мой велосипед, и он начал донимать меня вопросами об его устройстве, параллельно рассказывать о себе, постоянно наваливаясь мне на левое плечо. «Ну, я немного выпил… а делать этого нельзя!» Из его обрывочных фраз я понял, что он работал шофёром грузовика, а сейчас вроде таксистом (или частный извоз). В данный момент он ехал в Новопетровское к своей жене – насколько я понял, бывшей – сказать «всё, что он о ней думает». Сказаны эти слова были скорее в позитивном тоне, из чего я заключил, что она его бросила за алкоголизм, но он иногда к ней приезжает, и ей приходится пускать его переночевать – проспаться. Он представился Владом, всё время жал мне руку… а я молил небо, чтоб поскорее приехать. В конце концов я сбежал от него в тамбур после Ядрошино и вышел на Курсаковской.
Тут дорога вроде лучше: пару лет назад, видимо, к.ф.х. «Бутырский хутор» спонсировал укладку нового асфальта. Было уже совсем темно. По пустынной Волоколамке я доехал до поворота на к.ф.х., а дальше припустил что есть мочи вниз по дороге. Лесной её участок, казавшийся таким коротким в дневное время, был крайне мрачен и страшен ночью. Казалось, он длился вечность, и я, честно, боялся, как бы никто не приебался… и как бы кого не задавить ненароком: ведь велосипед не имел ни фары, ни звонка. Но всё обошлось, и спустя 15 минут я уже сидел в доме за столом и ел горячий ужин в привычном семейном кругу.
Итоги поездки: я совершил таки задуманный план по доставке велосипеда с дачи на дачу, не заезжая в Москву, в один день воспользовался аж 6-ю электричками, причём абсолютно бесплатно и не прибегая к «заячьим» хитростям.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments